«Дарница» и «Фактум Груп Украина» исследовали тенденции развития фармацевтического рынка Украины
Фармацевтическая компания «Дарница» совместно с исследовательским агентством «Фактум Груп Украина» представила результаты исследования ключевых тенденций развития фармацевтического рынка Украины.
Восстановление несмотря на вызовы
Украинский фармацевтический рынок демонстрирует признаки восстановления после потрясений, вызванных войной и экономическими трудностями. Растут продажи лекарственных средств, а производители активнее общаются с потребителями через социальные сети и телевидение. Одновременно рынок меняется под влиянием новых потребностей военных и гражданских, в частности, растет спрос на препараты для нервной системы.
БАДы и законодательные нюансы
Из-за сложностей с регистрацией лекарств увеличивается доля биологически активных добавок (БАДов), хотя отношение к ним среди специалистов неоднозначное. В условиях войны некоторые законодательные нормы, например, продажа рецептурных препаратов без рецепта, часто игнорируются.
Цены и доступность
Значительный рост цен на лекарства вызывает критику среди всех групп экспертов — участников исследования. Часто цены на украинские препараты даже выше, чем в Европе, а наценки аптек и дистрибьюторов только усугубляют проблему. В то же время действуют программы, которые помогают сделать лекарства более доступными, в частности «Доступные лекарства» и ожидаемое снижение цен с 2025 года.
Качество и доверие
Мнения экспертов относительно качества украинских лекарств разделились: одни отмечают повышение стандартов и рост экспорта, другие — жалуются на снижение эффективности отдельных препаратов.
Миграция и новые потребности
Вынужденная миграция значительно изменила численность и структуру потребителей. Сокращение численности населения усилило конкуренцию между производителями. Изменение демографического состава ведет к формированию новых потребностей в лекарственных средствах.
Развитие национальных производителей
Украинские фармкомпании активно расширяют ассортимент, выпускают новые дженерики и наращивают экспорт. Патриотические настроения и ценовая чувствительность повышают лояльность к отечественным лекарствам.
Трансформация аптек
Аптеки расширяют функционал, предоставляя первую медицинскую помощь и базовую диагностику. Одновременно рынок монополизируется крупными сетями, которые запускают собственные торговые марки, что создает новые вызовы для производителей.
Репутация — ключ к партнерству
Репутация компании, в частности отсутствие связей со страной-агрессором, стала важным фактором для партнерства на рынке.
Для информации
Исследование проведено «Фактум Груп Украина» по заказу фармацевтической компании «Дарница». В рамках исследования проведено 44 глубоких онлайн-интервью с фармацевтами, врачами (в том числе лидерами мнений и блогерами), представителями фармацевтических компаний, менеджментом медицинских учреждений и высших учебных заведений (медицинское и фармацевтическое направления), представителями СМИ, крупного бизнеса и бизнес-ассоциаций. География исследования — Украина (неоккупированные территории).
Исследование проведено в феврале 2025 года.